В русском искусстве
историческая тематика зарождается в иконописи, где религиозные сюжеты часто
окрашиваются реальными историческими событиями. Таковы иконы "Чудо о
Знамение" (2-я половина XV в.) со сценами защиты Новгорода от суздальцев и
"Церковь воинствующая" (середина XVI в.) с изображением похода Ивана
Грозного на Казань.
Постепенное приближение
к реалистическому изображению исторических событий можно проследить в книжных
миниатюрах "Лицевого летописного свода" и "Жития Сергия
Радонежского", в которых события истории становятся смысловой доминантой.
В России становление
исторического жанра как самостоятельной части изобразительного искусства
относится ко второй половине XVIII века и связано с основанием Петербургской
академии художеств. Работы первых русских живописцев исторической школы были
весьма далеки от исторической правды. Если бы не название картины (обычно очень
длинное), то трудно было бы определить, к какому времени, к какой стране
относится изображаемое событие. Например, в картине И. Акимова "Великий
князь Святослав, целующий мать и детей по возвращении с Дуная в Киев" (1773)
князь одет в античные доспехи и пышный шлем, дети - в хитонах, и ничего
подлинно исторического (кроме самого факта возвращения Святослава) зритель в
картине не найдет. В том же ложно историческом ключе решена картина А. Лосенко
"Великий князь Владимир сообщает своей жене Рогнеде о победе, одержанной
им над ее отцом Рогволдом, князем Полоцким" (1770). Здесь - те же пышные
одеяния, театральные позы, по образцу классических трагедий, модных в то время...
Продолжение следует...
Комментарии
Отправить комментарий